Вкусы жизни и диапазон эмоций

эмоцииПомогают или мешают вам эмоции наслаждаться жизнью? Возможно, пришло время задуматься об этом в контексте древнего учения аюрведа. Всемирно известный преподаватель медитации и философии йоги Салли Кэмптон расскажет об этом от первого лица.

Много лет назад я вошла на кухню ашрама своего гуру и обнаружила его кричащим на поваров. Волны гнева наполняли комнату, их было почти видно. Затем на полуслове он обернулся, увидел меня и улыбнулся. Энергия в его глазах сразу смягчилась. «Как зам понравилось представление?» спросил он. Посмеиваясь, он хлопнул шеф-повара по спине и ушел. Повара захихикали и вернулись к своей работе, оживлённые энергией, которой он наполнил их день.
Тот момент изменил моё понимание эмоций. Ясность и плавность, с которой он переключился от сильного гнева к юмору, были только частью этого. Интереснее было то, что он использовал гнев как обучающий инструмент. Правда ли он сердился? Не знаю. Всё, что я знаю, это то, что ему удалось оседлать волну гнева и катиться на ней с полной непринуждённостью, а затем дать гневу бесследно исчезнуть. Для меня тот момент стал самой потрясающей демонстрацией эмоционального мастерства, которую я когда-либо видела.

Один из идеалов йогической свободы — обособленность от эмоций. Однако, так как у нас столь мало примеров того, как выглядит истинная обособленность, мы склонны путать йогическую обособленность и отстранённость с закрытостью, отсутствием выразительности и даже с бесчувственностью. Мой учитель же показывал пример чего-то совершенно другого. Он демонстрировал не свободу от эмоций, а свободу в эмоциях. Иными словами, его мастерство включало в себя способность выбирать и использовать эмоции — и даже играть с ними так, как того требует ситуация.

Я тогда размышляла, возможно ли всем нам быть такими. Учась освобождаться от проблематичных аспектов своей эмоциональной природы и балансировать их, можно ли также научиться искусству играть с эмоциональными течениями или текущей эмоциональной энергией, не будучи при этом ей управляемыми? Может ли путь к внутренней свободе включать в себя отказ от страха выражения своих эмоций и даже расширение своей способности наслаждаться разными эмоциональными состояниями? Возможно ли точно так же, как мы практикуем такие высокие эмоции, как благодарность, щедрость и сострадание, выражать гнев, грусть и страх и находить в этом освобождение?
«Да» считали мудрецы-тантрики. Один из величайших учителей тантры Абхинава Гупта, философ и просветлённый йогин XX века, относился к жизни как к форме искусства. Он воспринимал Бога как художника, а людей как микрокосмы Божественного творчества. Гупта считал, что люди могут использовать чувства и эмоции как палитру для создания каждого мгновения, как будто это произведение искусства.

В своих знаменитых трактатах об эстетике Гупта исследовал основные вкусы, или расы, эмоциональной экспрессии. Санскритское слово «раса» иногда переводят как «вкус», но оно также значит «сок» — сущность, эссенцию чего-либо. Сладкий вкус спелого персика — в его расе, или эссенции. В более глубоком смысле раса — сочность жизни, которая придаёт ей вкус. Без расы жизнь была бы безвкусной.

Гамма эмоций

Понятие расы пришло из аюрведы. Она признает 6 базовых рас: сладкий, солёный, кислый, горький, острый и вяжущий — каждый из них оказывает важное воздействие на тело. Согласно аюрведе, здоровая диета должна включать все 6 вкусов.

Гупта взял это представление о расах и применил его к эмоциональным резонансам в музыке, танце и драматическом искусстве и, следовательно, к жизни. Он выделил 9 эмоциональных рас, или настроений. Как опытный шеф-повар балансирует разные вкусы, так и художник учится балансировать разные эмоциональные расы. Вы могли заметить, что делаете это неосознанно, когда выбираете развлечение. Вы смотрите фильм «Красотка» с Джулией Робертс, потому что вы настроены на романтику с привкусом комедии. Вы бы выбрали фильм тип «Смертельного оружия», чтобы получить вкус героического и яростного, или, возможно, дурацкую комедию типа «Мир Уэйна», чтобы получить удовольствие от одиозного. Конечно, не всем нравится каждая раса, но по-настоящему универсальное произведение искусства включает в себя много рас. Например, в трагедиях Шекспира всегда есть немного комичного, ужасного, героического, одиозного, печального и во многих случаях присутствует привкус эротичного.

Если вы посмотрите на собственную внутреннюю жизнь, то, возможно, заметите, что эмоциональная энергия склонна протекать между четырьмя или пятью разных рас и всего изредка затрагивать другие. У меня собственные способы возбуждения в себе ярости или страха, и если вы задумаетесь над этим, то обнаружите, что и у вас они есть. Некоторые люди для этого читают сообщения о загрязнении океанов или смотрят новости. Другие ходят на фильмы ужасов или катаются на американских горках.

Часто эти расы задействуются неосознанно, и любая из них может стать проблемой, если делать на ней чрезмерный акцент. Даже йогический покой может наскучить — если он будет единственным вкусом в вашей тарелке. Однако когда вы сознательно задействуете расы, то продвижение от одной к другой может создать больше энергичности и баланса — и в жизни, и в практике. Проще говоря, сознанию нужна обширная палитра эмоционального опыта, и оно постоянно этот опыт создаёт.

Позвольте чувствам проявиться

Я получила радикальный опыт этой потребности, пока ухаживала за отцом во время его последней болезни. Однажды, когда я помогала ему дойти до туалета, мы оба поскользнулись и растянулись на ковре. Когда я поднимала его, с него упал низ пижамы. Я рассмеялась, это было непроизвольно. Смех просто полился из меня, и, конечно, я была сама от себя в шоке. «Прошу прощения. Я смеялась не над тобой», — сказала я. «Понимаю, — сказал папа. — Это черный юмор». И тоже рассмеялся.

Гораздо позже я поняла, что смех был естественным движением энергии, способом баланса рас в ситуации, которая была и болезненной, и грустной. Если бы я сдержала смех, болезненная энергия не смогла бы двигаться, и мы оба застряли бы в состоянии грусти. Существует естественная мудрость в том, как движется эмоциональная энергия, когда ей позволено следовать своим природным курсом. Комичность проникает даже в самые ужасные ситуации так же, как грусть — обратная сторона комичности.

Если вы согласны принять течение эмоций, вы сможете оценить ту чудесную текучесть, с которой ваш внутренний мир постоянно сам себя уравновешивает. Когда романтический момент вдруг превратится в спор, вместо того, чтобы оплакивать потерю эротической расы и гадать, что же пошло не так, вы сможете узнать внезапное появление гневливости — и проявить к ней уважение. Все эти эмоциональные вкусы — ткань человеческой жизни.

Напиваясь опытом

Секрет игры со свободой в эмоциях — культивирование позиции понимающего наблюдателя. Вместе с тем позволяйте себе пить нектар той эмоции, которую вы испытываете. Это сочетание открытости и отстранённости ключевое. Эмоции становятся проблематичными, только когда вы с ними отождествляетесь, когда вы в них застреваете или теряетесь, когда отводите привилегированную роль определённым эмоциям и пытаетесь отвергнуть другие. Мы следуем тантрическому подходу к эмоциям: он включает в себя принятие и открытость чувствам в сочетании с осознанием своей роли зрителя. Это требует восприимчивости и мягкости.

Я много лет использую определённую практику для развития такого состояния сострадательного наблюдения. Это практика покойного духовного учителя Жана Кляйна. Вместо того, чтобы просто наблюдать за мыслями и чувствами, мы осознанно приветствуем их как гостей. Возникает гнев, и мы думаем «я приветствую тебя», приходит прекрасное чувство, мы приветствуем и его.
Через какое-то время практика становится достаточно естественной, чтобы с тало возможным оставаться искренне открытыми даже при болезненных эмоциональных состояниях. Можно полностью войти в какую-то эмоцию и отпустить её. Когда вы сможете приветствовать какую-то расу, не осуждая её, не пытаясь цепляться за неё или проецировать на кого-то другого, начнёте быть свободными в своих эмоциях.

Не путайте такого рода свободу с неконтролируемыми эмоциями. Йогическая свобода — не разрешение позволить гневу или горю овладеть вами, наоборот, она требует практикуемой осознанности и дисциплины.
Просматривание эмоций возможно только после того, как вы культивировали какую-то степень отстраненности от них, что требует от вас понимания того, что вы — не только ваши эмоции.

Современные учителя йоги и буддизма предлагают множество стратегий для разрушения тенденции отождествления со своими мыслями и эмоциями. Базовая осознанность — одна из них. Ещё один способ — процесс осознания и оспаривания тех историй и поверий, которые у вас есть относительно реальности. Также одна очень мощная практика идет от религиозных традиций и включает в себя предложение своих эмоций Богу. Вместо того, чтобы блокировать эмоции, мы используем наши переживания чувств для придания вкуса практике. Примеры этого есть во всех религиозных традициях: мистическом христианстве, иудаизме, суфизме, в индийской традиции бхакти.

Когда вы по-настоящему открываетесь энергии — расе — в эмоциях и думаете, как можете использовать эту энергию на службе практики, те эгоистичные истории, которые вы обычно используете, чтобы загнать себя в ловушку, начинают уступать место опыту расы. Страх может парализовать, но он же может помочь выжить, заставив убежать или бороться, а может превратиться в расширяющее сознание благоговение. Отвращение или омерзение могут вдохновить отказаться от неэффективного или вызывающего привыкание поведения. Гнев может быть выражением разочарования, но тот же самый гнев может придать энергию практике.

Будьте зрителем

По мере того, как будете знакомиться со своими эмоциональными расами, вы найдёте способы использовать их для наполнения своей практики вкусом и энергией. Вначале достаточно просто наблюдать за эмоциями по мере их возникновения. Можете сначала попытаться это сделать во время медитации или Шавасаны, когда едете в машине или гуляете. Вам покажется, что узнавать определённые знакомые эмоции, например, любовь или гнев, довольно просто. Когда замечаете, что возникает определённое состояние, попытайтесь его идентифицировать: гнев, чувство вины, гордость, смущение — а затем на минуту отойдите в сторону, как зритель собственной эмоциональной драмы.

Вначале просто близко познакомьтесь с этими чувствами. Цель – прочувствовать разные нюансы радости, разницу в текстуре между раздражительностью и гневом, остроту страха, который скручивает ваш живот. Посмотрите. Можете ли переживать эти эмоции как ощущения в теле – и также заметьте мысли, истории, возникающие как оправдание этих чувств. Вскоре вы начнете узнавать приближение конкретной эмоции, это первая стадия мастерства. Когда вы можете различить зарождение сильного чувства, у вас больше возможности решить, что с ним делать: отвергнуть вспышку гнева, рассмотреть этот гнев, направить в какого-либо рода физическую активность или выразить.
В этот момент ваша практика балансирования эмоций становится в меньшей степени дисциплиной и в большей – искусством. Искусство кулинарии – в балансе вкусов. Если блюдо слишком острое, добавляем что-то сладкое. Если оно пресное, добавляем острое. Точно так же можно научиться добавлять неожиданные вкусы в собственный эмоциональный коктейль.
У каждой расы свое место. Вы можете говорить, что вам не нравится чувство отвращения, однако один из самых популярных ароматов в парфюмерии жасмин несет в себе легкий запах животного гниения – это в числе прочего придает духам с жасмином их притягательность. Так и с эмоциями.

Полный доступ

В моей практике работы с расами эмоций я с удивлением обнаружила, что по мере того, как я училась узнавать фактуры моего собственного эмоционального мира, мне становилось комфортно с чувствами, которые никогда не позволяла себе даже признать, не говоря том, чтобы выразить. Я обнаружила, что когда хочу мотивировать себя практиковать более интенсивно, помогает страх — страх умереть прежде, чем завершу свой духовный путь. Я увидела, что получаю энергию от осознания, которое приходит, когда смотришь в лицо страху смерти. В какой-то момент я стала наблюдать свой гнев, выражение расы ярости. Я ему часто неосознанно уступаю, раньше всегда пыталась его подавлять или отрицать. Какой цели он может служить в моей жизни? Со временем я осознала, что этот аспект ужасающей расы обладает большой силой, когда я использую его, чтобы бороться с собственной ленью или апатией.

Именно тогда я стала осознавать, что мой учитель показал мне давным-давно на кухне. Мастер — тот, кто может осознать уникальную текстуру каждого чувства и проявлять каждую эмоцию ровно в тот момент, когда это нужно.
Так мы становимся одновременно актёром и зрителем в игре чувств, которая создаёт наш мир. Мы учимся играть среди возникающих и уходящих вкусов с изысканным наслаждением истинного ценителя.

Практикум

Сядьте на несколько минут, позволяя чувствам и эмоциям возникать. Воспринимайте их как вкусы или цвета «Я», нити в ткани вашего сознания. Заметьте, что когда вы превращаетесь в зрителя эмоционального танца, этот танец становится интересным, даже прекрасным. Теперь попробуйте предложить каждый эмоциональный вкус сердцу, Вселенной или Богу.

Уделите как-то время тому, чтобы активно осознавать, как расы проявляются в вашей жизни. Идентифицируйте расу, через которую сейчас проходите. Смотрите, как расы проявляются в разговорах, в событиях, в ситуациях, которые наблюдаете на улице.

Проведите вечер с друзьями, проигрывая полный диапазон рас. Есть игра, в которой все участники берут листок бумаги с названием одной из рас и затем примеряют ее на себя, и остаются в этом образе во время последующего разговора. Позвольте себе быть стопроцентно драматичными в своей экспрессии. Будьте ужасающими. Расскажите пошлый анекдот. Полностью отдайтесь игре.

Потом сядьте вместе в медитацию на несколько минут и позвольте всем эмоциям утихомириться в шанта расе, вкусе покоя. Поделитесь своим опытом.

Постарайтесь выполнять практику йоги с осознанием рас. Сделайте пару кругов Сурья Намаскар, будто приветствуете своего возлюбленного. А затем сделайте их с героической энергией самурая. Позвольте себе шататься в позе Дерева, пока комично не растянетесь на полу. Встаньте в Позу Воина II и издайте боевой клич. Посмотрите, сколько рас вам удастся выразить в своей практике асан. Заметьте, какие расы придают ей вкус. Поэкспериментируйте с другими расами, пока не прочувствуете их естественный вкус.

Напишите комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)

Популярное в этом году
Присоединиться